Что такое шеечный цистит — признаки, лечение и профилактика

Цистит – это воспаление мочевого пузыря, которое может развиться по различным причинам. Воспаление в мочевом пузыре может поразить стеночный эпителий повсеместно или локализоваться на каком-либо определенном участке. Если воспалительный процесс локализуется в области шейки мочевого пузыря, то диагностируют шеечный цистит.

Шейка – участок мочевого пузыря, переходящий в мочеиспускательный канал (уретру). В шеечной области расположен запирающий сфинктер — мышца, регулирующая опорожнение мочевого пузыря.

Анатомия Мочевой пузырь

Симптомы

Признаки шеечного цистита в целом обычны для воспалительного процесса. Существует несколько основных симптомов шеечного цистита. К ним относятся:

• сильная тянущая боль в нижней части живота;
  • нарушение процесса мочеиспускания (неконтролируемые опорожнения, задержка мочи, дизурия и т.д.);
  • появление неприятных ощущений во время полового акта.
  • ощущение тяжести, переполненности мочевого пузыря;
  • резь, жжение, выделения из уретры.

Однако для шеечного цистита характерен еще один крайне неприятный симптом: недержание или подтекание мочи. Связан он с поражением сфинктера и его невозможностью контролировать состояние мочевого пузыря.

Если не принять экстренные меры, инфекция поднимется выше и в процесс окажутся вовлеченными не только мочеточники, но и почки.

Признаки шеечного цистита

Почему развивается заболевание?

Причины развития шеечного цистита могут быть различными. Наиболее популярной среди них является инфекционное заражение. Часто подобную болезнь вызывают попавшие в мочевой пузырь бактерии, грибки, вирусы и т.д.

Инфекция попадает в мочевой пузырь в следующих случаях:

• из почек (в данном случае речь идет о развитии шеечного цистита на фоне пиелонефрита);
  • из прямой кишки (например, при несоблюдении правил личной гигиены);
  • из других близлежащих воспалений;
  • во время хирургического вмешательства.

Так как у женщин мочеточники значительно короче, и мочевой пузырь располагается значительно ближе к анальному отверстию, нежели чем у мужчин, воспаления шейки мочевого пузыря значительно чаще диагностируется именно у женщин.

Парень и девушка

Иногда заболевание развивается после незащищенного полового акта с непроверенным партнером (в результате которого происходит заражение инфекцией, передающейся половым путем) или после сильного переохлаждения. Именно поэтому так важно следить за тем, чтобы половые органы всегда находились в тепле и использовать контрацептические средства во время секса. Заражение может произойти даже во время орального секса – это происходит, если у партнера во рту имеется большое количество болезнетворных бактерий.

Кроме того, регулярное несвоевременное опорожнение (имеются в виду ситуации, когда женщина постоянно откладывает поход в туалет после появления соответствующего желания) часто также приводит к возникновению инфекции в мочеполовой системе и ее распространению.

Как отличить от обычного цистита?

Симптомы проявления шеечного цистита, в целом, идентичны симптомам обычного цистита, однако, в первую очередь, заболевший замечает серьезные осложнения при мочеиспускании: невозможность опорожнить мочевой пузырь до конца, боль и дискомфорт при выделении мочи. Также признак шеечного цистита — это недержание мочи, не прекращающееся даже по ночам. Боли в ночное время практически не спадают, и общее дискомфортное ощущение в области половых органов преследует заболевшего постоянно.

Как определить форму шеечного цистита

Высокая температура

Шеечный цистит может наблюдаться в различных формах: начальной, острой и хронической.

• На начальной стадии симптоматика может быть практически не выражена, и часто пациенты даже не подозревают о развивающемся у них заболевании.
  • На острой стадии симптомы, напротив, резко и сильно дают о себе знать: заболевший испытывает сильнейшую боль, в моче наблюдаются кровянистые выделения, резко повышается температура тела.
  • При хронической стадии развития болезни симптомы присутствуют, но они не так ярко выражены, как при острой стадии. Именно это иногда является для заболевших собственным оправданием отсрочки визита к специалисту.

В результате, именно отсутствие лечения хронического цистита приводит к развитию целого ряда осложнений. Часто подталкивает записаться на прием к врачу только явное недержание мочи, которое сильно портит жизнь пациенту.

Диагностировать хронический пришеечный цистит у женщин самостоятельно практически невозможно. Специалист может сделать это только с помощью цистоскопии.

Лечение

Шеечный цистит мочевого пузыря, лечение которого базируется на определении возбудителя заболевания и борьбе с ним, требует полового воздержания и терапии для обоих партнеров.

Лечение включает в себя:

1. Прием антибактериальных препаратов;
  2. Диета, основой которой становится пресная пища, приготовленная на пару, отказ от сладостей и алкоголя;
  3. Обильное питье, предпочтение отдается чистой питьевой воде без газа. Показаны так же морсы, компоты;
  4. Назначение мочегонных препаратов, чаев, сборов, продуктов;
  5. Прием по определенной схеме лекарств, действие которых направлено на укрепление иммунитета.

Лечение шеечного цистита

Лечение шеечного цистита напрямую зависит от того, по какой причине произошло развитие заболевания. Кроме того, большую роль играет то, в какой форме диагностирована болезнь.

В острый период показаны сильнодействующие препараты, больной нуждается в соблюдении постельного режима, покое и отдыхе. Физические и психические нагрузки должны быть сведены к минимуму.

При любой форме цистита рекомендуется соблюдать диету, исключающую употребление в пищу острых и сильно соленых продуктов, маринадов и консервов. Кроме того, рекомендуется сократить количество потребления сладкого, которое следует заменить фруктами и свежими молочными продуктами.

Большую роль играет питьевой режим, который подразумевает потребление не менее 2,5 литров жидкости ежедневно. Жидкость при этом должна быть легко выводимой, поэтому потребление крепкого черного чая и кофе следует ограничить. Лучше всего пить травяные отвары, домашние морсы и компоты, а также простую воду.

Важно исключить механические повреждения половых органов, которые могут привести к усилению воспалительного процесса. Поэтому рекомендуется в период лечения носить только удобное теплое белье из натуральных тканей.

В основе медикаментозного лечения обычно лежит применение антибактериальных препаратов. Конкретный препарат определяется только врачом на основе результатов анализов и общего осмотра пациента.

Самыми распространенным препаратами, назначаемыми при шеечном цистите, считаются: «Монурал», «Ципрофлоксацин», «Супракс», «Норфлоксацин», «Фурагин» и др.

Также часто назначаются препараты растительного происхождения, к числу которых относятся «Цистон», «Канефрон», «Фитолизин» и др.

Разные таблетки от цистита

Чаще всего назначается прием препаратов внутрь, однако при острых формах шеечного цистита может быть назначена инстилляция – введение через трубку лекарственных препаратов непосредственно в воспаленный орган. В некоторых случаях могут назначаться лекарства в форме ректальных или вагинальных свечей.

Если у пациента наблюдается регулярное неконтролируемое мочеиспускание, врач может назначить препарат для расслабления мышц мочевого пузыря. Также не редко специалисты прописывают иммуномодуляторы.

Какие могут быть осложнения шеечного цистита

Данное заболевание способно спровоцировать развитие ряда осложнений. Чаще всего осложнения наблюдаются в случаях полного отсутствия лечения цистита или его неправильного лечения.

Осложнениями шеечного цистита считаются пиелонефрит и пузырно-мочеточниковый рефлюкс.

Возможные профилактические меры

Существует ряд рекомендаций, соблюдение которых помогает избежать развития шеечного цистита. В первую очередь, важно следить, чтобы ваш организм не переохлаждался, по возможности избегать инфекционных заражений и в случае развития любых воспалений, тщательно лечить их под надзором специалистов.

Особое внимание уделяйте соблюдению правил личной гигиены: регулярно принимайте душ и промывайте половый органы движениями в сторону анального отверстия, регулярно осуществляйте смену нижнего белья и применяйте качественную косметику, предназначенную для интимной гигиены.

Здоровой образ жизни

Хорошей профилактикой всех воспалений является правильное питание и здоровой образ жизни. Если в вашем рационе не будет присутствовать большое количество специй и пряностей, а также сладких продуктов, ваши слизистые будут менее подвержены раздражению, и общее самочувствие будет значительно лучше.

Помните, что от правильного и своевременного лечения любых заболеваний мочеполовой системы, в том числе, шеечного цистита, зависит нормальная работа всего организма, в частности, репродуктивная функция. Кроме того, хронические болезни, связанные с мочевым пузырем, серьезно осложняют жизнь и нередко становятся причиной психологических проблем.

Не стесняйтесь проявляющихся симптомов и не думайте, что они исчезнут сами собой. Старайтесь строго соблюдать все медицинские рекомендации и лечить болезнь до полного восстановления организма.