Осложнения и последствия невылеченного цистита

Цистит – распространенное воспалительное заболевание мочевого пузыря. При отсутствии лечения, при неправильно подобранном лечении, при допущенных дефектах в процессе лечения острая фаза заболевания переходит в хроническую форму.

Чем опасен цистит, будь то острая или хроническая форма? Воспалительный процесс тканей мочевого пузыря может привести к серьезным осложнениям.

Обострения хронического цистита происходят при малейших провоцирующих факторах: переохлаждение, воспалительный процесс в организме, нарушения интимной гигиены, снижение иммунитета, камни в почках и другие обстоятельства.

Выздоровление

Длительно протекающее заболевание приводит к осложнениям и нарушению работы органов мочеполовой системы. Особенно опасны осложнения цистита у женщин.

Осложнения цистита

• Пиелонефрит (односторонний или двухсторонний);
  • Парацистит;
  • Пузырно-мочеточниковый рефлюкс;
  • Лейкоплакия;
  • Эмпиема мочевого пузыря.

Пиелонефрит

Если не лечить цистит, патогенная флора мигрирует восходящим путем из мочевого пузыря в почки, вызывая воспаление почек – пиелонефрит. Острый пиелонефрит может осложняться паранефритом, образованием карбункула или абсцесса почки, некрозом почечных сосочков, что является показанием для оперативного вмешательства.

При неблагоприятном течении хронического пиелонефрита возможно появление следующих осложнений: почечная недостаточность, дистрофия почки, в редких случаях возможно появление злокачественной опухоли.

При хроническом двустороннем пиелонефрите развитие почечной недостаточности встречается чаще, так как воспалены обе почки.

Парацистит

Патогенная флора проникает в паравезикальную клетчатку через кровь, при наличии отдаленного гнойного источника в организме, или же лимфогенно (через лимфу) из мочевого пузыря или кишечного тракта.

В случае, если лечение проведено не полностью, парацистит может перейти в хроническую форму.

Вокруг зоны хронически протекающего воспаления формируется оболочка, происходит осумкование зоны воспаления или в месте хронического процесса образуется уплотнение и склерозирование жировой ткани. Лечение в данном случае показано только оперативное.

что будет если запустить цистит

Пузырно-мочеточниковый рефлюкс

При несостоятельности мочеточникового сфинктера, происходит заброс мочи из мочевого пузыря обратно в мочеточник с дальнейшим развитием воспалительного процесса в почках.

Данная патология представляет большую опасность, вызывает периодические рецидивы острого пиелонефрита и рубцовые изменения почек, вплоть до полной атрофии почек.

Лейкоплакия мочевого пузыря

Это хроническое заболевание, при котором происходит замещение одних клеток эпителия другими. Появляются участки, покрытые ороговевшим эпителием, не способным защитить стенки мочевого пузыря от активного воздействия составляющих мочи, что вызывает хронический воспалительный процесс, осложняющий деятельность мочевыделительной системы.

Эмпиема мочевого пузыря

Это осложнение цистита возникает при скоплении гноя в мочевом пузыре, вследствие гнойного воспаления в стенке органа и нарушения оттока гноя из полости. Излечение возможно только при хирургическом вмешательстве.

не лечить болезнь

По морфологическим изменениям в слизистой стенке мочевого пузыря выделяют:

• Интерстициальный цистит. При данном виде цистита воспаление затрагивает не только эпителий мочевого пузыря, но и мышечный слой. Это осложнение приводит к сморщиванию пузыря, он теряет эластичность и становится меньше в объеме. В результате в органе образуются застойные явления, которые способствуют образованию камней в почках, появлению пиелонефрита, могут привести к кровотечению.
  • Геморрагический цистит. В результате остро протекающего процесса с поражением сосудов в мочу проникает кровь. Выделения приобретают либо легкий розоватый, либо мутный грязно-коричневый оттенок и имеют характерный неприятный запах. При затяжном течении болезни и стабильной кровопотере развивается железодефицитная анемия, основными проявлениями которой являются выраженная слабость, головокружение, одышка (от недостатка поступления кислорода к тканям организма). В анализе крови отмечается низкий уровень гемоглобина и снижение показателя эритроцитов. В редких случаях возможна закупорка мочеиспускательного канала или просвета мочевого пузыря сгустком крови. По статистике данный вид циститов наиболее часто встречается у пожилых мужчин с аденомой предстательной железы. Наиболее часто острый геморрагический цистит встречается после перенесенной аденовирусной инфекции, в результате перенесенного лучевого воздействия на организм и после приема медикаментозных препаратов из группы цитостатиков.
  • Некротический цистит. Возникает как результат нарушений трофических процессов с образованием изъязвлений, склонных к слиянию. В процесс вовлекается мышечная ткань.

Другие осложнения

Последствия цистита у женщин могут выражаться в нарушении функции сфинктера, что вызывает недержание мочи. Это часто встречающееся нарушение у женщин пожилого возраста. Возможно и обратное развитие событий, когда в результате воспаления появляется острая задержка мочи.

Воздействие воспаления на окружающие органы

Опасен ли цистит для окружающих органов? Да, воспалительный процесс в мочевом пузыре представляет опасность для органов, расположенных в непосредственной близости: для матки, придатков, кишечника. Флора из пораженного органа, попадает в них лимфатическим или гематогенным путем, вызывая воспалительные процессы – сальпингит, аднексит, оофорит, эндометрит, проктит.

Беременность

Цистит как причина бесплодия

Сам по себе цистит не может вызывать бесплодия, но его распространение на близлежащие органы, в том числе матку и придатки, могут привести к бесплодию.

При воспалении мочевого пузыря инфекция может перейти на придатки, вызвав непроходимость маточных труб и, как следствие, вторичное бесплодие.

Последствием цистита у женщин может стать нарушение в интимной сфере: болезненность в процессе половых актов, обострение симптомов заболевания после интимной близости.

Цистит и осложнения, которые он вызывает, представляют существенную проблему для здоровья, влияя на качество жизни. Поэтому при первых симптомах заболевания следует обратиться к специалисту для диагностики и подбора медикаментозной терапии.

Запомните, неосложненный цистит можно излечить в течение пяти дней, а осложнения после цистита излечиваются длительное время.

Комментарии наших читателей

• Мне кажется, с отношением наших врачей последствий избежать сложно. Лечат устаревшими антибиотиками и гомеопатией, препараты вроде монурала вообще не используются, хотя ими вся европа лечится… Обидно за державу.